• 11 ФЕВ 21

    Дмитрий Коршунов: «Люблю баскетбол за его магию…»

       Тренер по баскетболу Дмитрий Коршунов – один из самых молодых преподавателей ДЮСШ им. Л. Егоровой: 31 января ему исполнилось 29 лет. И при этом он один из самых опытных наставников: в спортивной школе Дмитрий Игоревич работает уже девять лет. Свой тренерский путь он начал, будучи студентом Томского педагогического университета.

    Спорт – лучший воспитатель

    – А как вообще в вашей жизни появился баскетбол?

    – Все получилось достаточно тривиально. Я в детстве занимался несколькими видами спорта. Пробовал себя везде. Одним из последних моих увлечений было плавание. Я проплавал четыре года, и мне это надоело. Перестал ходить на тренировки. В подростковом возрасте такое, увы, бывает. Но я благодарен своим родителям, которые вовремя меня смогли образумить, наставить на путь истинный. Ведь ребенок обязательно должен заниматься спортом, особенно это важно для парней, так как спорт вырабатывает дисциплину, приучает к трудолюбию и формирует характер. Я решил попробовать себя в баскетболе. Рост у меня был подходящий – в шестом классе я уже достиг 1 м 75 см и в перспективе мог еще вырасти, так как родители мои достаточно высокие люди. Так, вместе с другом Евгением Горбуновым я оказался на тренировке у Бориса Михайловича Раскова в 76-й школе. Борис Михайлович посмотрел, как я бросаю мяч. «Сразу тебя зачислить не могу, – сказал он. – Походи пока, а там посмотрим…» Но вскоре я опять включил старую пластинку: стал пропускать тренировки. Борис Михайлович звонил моим родителям. Мне, конечно, прилетало… Но после одного серьезного разговора с отцом я полностью поменял свой взгляд на спорт и в целом на жизнь. Он сам бывший спортсмен, боксер, практически профессионал, и только по состоянию здоровья у него не получилось сделать карьеру в спорте. Отец убедил меня, что спорт не только необходим для воспитания характера, благодаря ему можно найти себя в жизни. Тем более что профессиональные спортсмены неплохо зарабатывают. Я проникся отцовской мудростью, старался лучше работать на тренировках, и у меня стало получаться. Это доставляло мне огромное удовольствие. Вскоре я начал догонять парней, которые занимались уже по два-три года. А через каких-то полгода благодаря моей антропометрии – высокого роста, длинных рук и ног, у парней вообще не осталось никаких шансов. Спасибо Борису Михайловичу Раскову, который помог мне сделать первые шаги в баскетболе.

    – А как складывалась дальше ваша спортивная судьба?

    – Меня и еще двух способных парней перевели в группу, где занимались ребята старше нас на два года. Было дикое желание, чтобы меня заметили и пригласили в какую-нибудь сильную команду, поэтому я старался себя проявить на каждом соревновании. И такой случай представился: на мужском турнире в Томском сельскохозяйственном техникуме ко мне подошел тренер Сергей Давидович Гутенко и предложил выступить за команду, которая представляет нашу область на всероссийских соревнованиях. Эти выступления дали мне огромный опыт. Я увидел, как классно играют ребята из других городов, что они могут вытворять на площадке с мячом. К пику своего мастерства я вышел через год, когда учился в 11-м классе. Тогда команда нашей 84-й школы добилась небывалого триумфа: мы выиграли и Кубок, и первенство города по баскетболу. Мою кандидатуру предложили тренеру команды «Янтарь», которая играла в суперлиге В, но на тот момент решили, что я пока еще молод.

    Хочу развивать баскетбол в родном городе

    – Дмитрий Игоревич, а когда вы решили стать тренером?

    – Я подумывал об этом уже после 9-го класса. После окончания школы поступил на спортфак Томского педагогического университета. На третьем курсе пришел работать тренером в ДЮСШ им. Л. Егоровой.

    – Почему выбрали именно северскую спортивную школу?

    – Мне предлагали работать в Томске, но я отказался, потому что мне интересно развивать баскетбол в своем городе. Мне хотелось вывести его на новый уровень, чтобы с северскими баскетболистами считались не только в нашей области, но и на уровне Сибирского федерального округа.

    – За 9 лет работы вам это удалось?

    – Я считаю, что удалось. Сначала, конечно, было тяжеловато. Первые победы пошли только год на пятый работы. Я как раз окончил университет, поднабрался опыта, стало больше времени для проведения тренировок. Да и мои воспитанники подросли, окрепли, выросло их мастерство. Одним из самых успешных для юношеских команд отделения баскетбола стал предыдущий сезон 2019-2020 годов, когда с сентября по март, до начала пандемии, наши ребята приняли участие в 16 соревнованиях различного уровня и в 15 из них либо выиграли, либо были призерами. Причем два воспитанника школы выступали за сборную Томской области 2007 года рождения, которая заняла четвертое место на межрегиональном этапе первенства России. Потом областная сборная выиграла первый полуфинал, а во втором ей чуть-чуть не хватило, чтобы выйти в финал и попасть в топ-16 команд нашей страны. После этого Кирилла Школьникова пригласили в детскую команду клуба «Локомотив-Кубань», который выступает в Единой лиге ВТБ и Еврокубке.

    – Дмитрий Игоревич, за счет чего удалось поднять уровень юношеского баскетбола Северска? Ведь одной молодой энергии, желания работать и стремления побеждать, согласитесь, мало. Чтобы добиться успеха, нужно совершенствоваться самому как тренеру, изучать и брать на вооружение чужой опыт, использовать лучшие методики.

    – Все так. Сначала ты работаешь за идею, получаешь удовольствие от того, что делаешь, но постепенно начинаешь понимать, что этого мало, тебе не хватает знаний. Необходимо постоянно учиться. Сначала я перенимал опыт у своих старших товарищей, у Бориса Михайловича, томских тренеров, читал книжки. Затем начал смотреть видеоролики, как тренируются в американских университетах, как проходит подготовка наших профессионалов. Не все, конечно, из этого можно использовать на тренировках с детьми. Но я анализировал, отбирал необходимое, пробовал. Много полезного можно найти в Instagram тренеров, которые работают в европейской части страны. Интересные семинары проводит Федерация баскетбола России. Ведущие специалисты обращают внимание на очень важные мелочи, из которых по сути и состоит баскетбол. Ведь научить просто бежать, вести и бросать мяч, не составляет труда. Но если тренер хочет, чтобы из его ребят получились игроки высокого уровня, он должен обращать внимание в их подготовке именно на нюансы.

    Нам повезло – у нас есть «Олимпия»!

    – Конечно, хорошо, когда тренер горит желанием работать, изучает и применяет в подготовке своих игроков чужой опыт, экспериментирует, творчески подходит к тренировкам. Но для развития баскетбола должны быть еще и соответствующие условия.

    – Вы правы. Когда я пришел работать в школу, в нашем распоряжении было только два зала: «Юность» и «Молодость». Плюс нам предоставляли школьные залы. И несколько первых лет я тренировал в школах. Естественно,  такие стесненные условия накладывают определенный отпечаток на подготовку команды и на игру в целом, потому что дети теряются, когда приходят играть в большой зал из маленького. Но потом построили «Олимпию». Нам очень повезло, что у нас появился такой просторный современный многопрофильный спортивный комплекс.  Когда я впервые увидел его игровой зал, мне захотелось, чтобы мои воспитанники занимались именно здесь.  

    – В  чем прелесть этого зала?                                                           

    – Во-первых, его габариты – 1200 квадратных метров горизонтального покрытия. Во-вторых, очень удобные передвижные кольца, которые можно расставить вокруг поля для отработки бросков. А паркет! Покрытие очень хорошее, сцепление прекрасное. Оно приблизительно такое же, как в «Баскет-холле» ЦСКА. Представители многих  иногородних команд округляют глаза, когда заходят в наш зал.

    – Помню, пару лет назад домой в Северск приезжала воспитанница нашей школы Анастасия Зоткина, ныне игрок молодежной сборной России и команды суперлиги «Спарта энд К». Она провела несколько тренировок в «Олимпии» и тоже была приятно удивлена качеством покрытия. Призналась, что далеко не во всех залах, в которых они играют, есть такой качественный паркет, который позволяет минимизировать травмы.

    Хорошо, а как обстоят дела с инвентарем? Есть ли все необходимое для занятий?

    – Да, из года в год ситуация улучшается: выделяется все больше средств на инвентарь. У нас есть и мячи разных размеров, и эспандеры, и защитные манекены.

    «Быстрые шахматы»

    – Сколько сегодня занимается детей в отделении баскетбола?

    – Всего порядка 170 юношей и девушек у трех тренеров: Ларисы Ильиничны Воробьевой, Андрея Александровича Оськина и у меня. Каждый год выпускаются  старшие ребята, и мы набираем новых. Набор у нас с 8 лет, но часто приходят подростки в 12, 13, 14 лет, которые занимались разными видами спорта, но по тем или иным причинам не задержались в этих секциях: у кого-то пропал интерес к тренировкам, а кто-то перестал показывать результаты. В каждом виде спорта свои критерии для определения перспективности того или иного спортсмена, но мы в баскетболе часто наблюдаем такую магию: ребенок до 8-го класса абсолютно ничего не показывает, тренер уже готов крест на нем поставить, а потом вдруг что-то меняется в парне, у него все получается, он горит игрой. Берешь его на соревнования, и он там «выстреливает». А бывает наоборот: казалось бы, крепкие, талантливые ребята, все умеют, все знают, но с возрастом у них затухает желание играть. К тому же в баскетболе важен еще один критерий для хорошего игрока: умение чувствовать своих партнеров, действовать слаженно с ними, наладить взаимоотношения в команде. В этом виде спорта один в поле не воин.

    – Как родителям понять, что их ребенок рожден для баскетбола? Какие у него должны быть индивидуальные особенности, черты характера?

    – Конечно, мы принимаем всех детей, кто может заниматься этим видом спорта по состоянию здоровья. Но если говорить об индивидуальных качествах, в баскетболе, разумеется, очень важен высокий рост игрока. Чтобы понять, до какого максимума дорастет ваш ребенок, нужно к его росту в возрасте два года прибавить один метр. К примеру, если он был 96 см, то в 18 лет будет 1 м 96 см. Еще обращают внимание на размер обуви. Например, мой воспитанник Кирилл Школьников в третьем классе носил кроссовки 43-го размера. Ко мне он пришел высоким, пухлым мальчиком, немного неуклюжим, но с неуступчивым характером. И моя задача была развить его физически, подкорректировать индивидуальные особенности, научить технике игры и направить его энергию в нужное русло.

    Помимо антропометрии и свойств характера стоит обратить внимание на того, как развито у ребенка воображение, умеет ли он фантазировать. Такие дети, как правило, могут и на площадке действовать нестандартно, ставя соперника в тупик.

    – А что развивает баскетбол в детях?

    – Скорость, силу, выносливость, ловкость, координацию. А еще – интеллект. Ведь баскетбол часто называют «быстрыми шахматами», где обычно ни одна комбинация не повторяется.

    – Наверное, баскетболисты хорошо учатся?

    – Если это целеустремленные баскетболисты, то да. Правда, часто бывает, что ребенок начинает всего себя посвящать спорту, забывая про учебу. И тут нужно просто объяснить ему, что баскетбол – это не цель. В жизни еще есть много других важных вещей, которые требуют нашего внимания.

    На Бога надейся, а сам не плошай

    – Дмитрий Игоревич, когда вы получаете удовлетворение от работы?

    – Когда у моих детей что-то получается. Допустим, маленькие дети еще неумело, с ошибками делают перевод мяча под ногой. Но когда через несколько лет ты видишь, как твой парень с помощью этого приема ловко обыгрывает защитника и эффектно забивает мяч, вот в чем особенная радость.

    – Главное в работе тренера – результат?

    – Наша первая задача – научить, привить любовь к баскетболу и к спорту в целом. А еще – воспитать достойного, адекватного человека, чтобы у него все хорошо складывалось на жизненном пути. Мне нравится фраза, которую я увидел на стене одного из залов в городе Камень-на-Оби Алтайского края: «Хороший тренер улучшает твою игру. Великий тренер улучшает твою жизнь».

    – Что бы вы пожелали себе в день рождения?

    – Я уже лет пять стараюсь не загадывать желаний. Моя бабушка, человек очень набожный, говорит: «На Бога надейся, а сам не плошай». И мне хочется больше надеяться на себя, быть уверенным, что я в своей жизни все делаю правильно, потому что очень тяжело переживаю ошибки и неудачи, особенно, если это касается тренерской деятельности. У меня такой характер: если я за что-то взялся, то должен делать это лучше всех. И своим воспитанникам всегда внушаю, что главное не участие, а именно победа. Поэтому пожелать я себе хочу больше уверенности в работе, желания постоянно учиться и профессионально расти, умело использовать эти знания и опыт, чтобы северская школа баскетбола считалась одной из сильнейших.

    Подготовил Сергей НОВОКШОНОВ

    Фото автора и Юрия ТРУСОВА